Previous Entry Share Next Entry
Leica - парад совершенства. Глава 1.
Мой герой))
nugard wrote in leica_ua
Оригинал взят у r_s_u в Leica - парад совершенства. Глава 1.

Однажды я уже брался за эту тему. Загляните в статью "Leica и Оскар Барнак". Не смотря на то, что упомянутый опус, НА МОЙ ВЗГЛЯД, вроде бы получился, его продолжение постоянно откладывалось. Уж больно задача ответственна и необъятна.
Однако я всё-таки взялся за него. Это вовсе не означает, что мои леечные познания невероятно расширились. Если на плоскости незнания область познанного представить в виде площади небольшой окружности, станет понятным, что по мере увеличения этой площади, её границы с непознанным постоянно увеличиваются.


Существует несметное количество западных исследований и монографий, посвящённых Лейке. Есть немало великолепных иллюстрированных иноязычных изданий на эту же тему, правда ориентированы они, как правило, на коллекционеров и очень скудны на текст. Однако и эти солидные «первоисточники» порой не лишены разночтений и противоречий.

Российские леечники не имеют и этого. Мне не знакомо ни одного русскоязычного издания посвящённого Лейке. Сетевые труды объёмом в полтора листа машинописного текста громко названные «История Лейки» в расчёт брать, думаю, не стоит.
Именно поэтому мне показалось, что ряд статей посвящённых веренице этих великолепных камер позволит, хотя бы частично залатать «чёрную дыру» в русской историографии Лейки. Буду весьма благодарен леечникам-экспертам и просто любителям, хорошо знающим эти превосходные аппараты, за обнаруженные огрехи и ценные дополнения.
Дабы не повторять сказанного, давайте считать статью "Leica и Оскар Барнак" вступлением к биографии Лейки.
Чтобы уделить больше внимания ранним созданиям семейства, мне кажется, стоит ограничиться классическими конструкциями Лейки, тем более что подробную информацию о её цифровых собратьях можно беспрепятственно и в больших объёмах раздобыть в Сети.


рис. 1. Генеалогическое дерево



рис. 2. Генеалогическое дерево - основание      



рис. 3. Генеалогическое дерево - вершина


Генеалогическое дерево
Думаю, что стоит начать именно с этого мощного «растения», чтобы потом не путаться в хитросплетениях ветвей (рис. 1). Давайте для большей наглядности распилим это, практически вековое древо, пополам (рис. 2 и 3).
Наверное, такой распил логичен, потому как комель дерева (рис. 2) содержит камеры с резьбовым или с жёстким креплением объектива, например Leica A, а вершину дерева (рис. 3) представляют аппараты М и R серий с байонетным креплением оптики. Надо сказать, что генеалогическое дерево, представленное на рисунке 1 хорошо пострижено. На нём отсутствуют ветви, несущие мощные гроздья камер специального и армейского назначения. Мне кажется, они выходят за рамки темы, и будут загромождать её. Кроме того, эти изделия чрезвычайно редки и дороги. Они могут заинтересовать лишь эстетствующих коллекционеров, которые, я уверен, обладают специальными каталогами. Однако по мере необходимости эти особые изделия будут иногда мелькать в тексте.


рис. 4. UR-Leica


рис. 5. UR-Leica


UR-LEICA
Не смотря на то, что Вам уже знакома эта уникальная историческая конструкция, пройти мимо неё не рискну и добавлю ещё несколько слов. Оригинальных аппаратов UR-Leica (рис. 4 и 5), созданных в 1913г Оскаром Барнаком (Oskar Barnack) (рис. 6) и инженером-оптиком Максом Береком (Max Berek) было всего два (макетов было больше). Одним аппаратом Барнак пользовался сам, второй предназначался для хозяина компании Эрнста Лейтца II (Ernst Leitz) (рис. 7).
Я умышленно не употребляю термина фотокамера в отношении UR-Leica. Всё-таки это некий симбиоз, в первую очередь экспонометрического прибора для кино, и потом уже аппарата для фотосъёмки.

рис. 6.  Оскар Барнак



рис. 7. Оскар Барнак и Эрнст Лейтц II (слева)


UR-Leica рассчитана на формат кадра 24x36мм. Она имеет щелевой фокальный затвор с горизонтальным движением матерчатых шторок, взвод которого сопряжен с транспортировкой пленки, чтобы исключить риск повторного экспонирования. С помощью регулировки ширины щели, выдержка варьировалась в пределах 1/25 - 1/50с. Такой диапазон был вполне оправдан прямым назначением UR-Leica – измерение экспозиции для кино (см. статью "Leica и Оскар Барнак")
После экспонирования кадра затвор самостоятельно не закрывался, а дожидался следующего взвода. В принципе отснятому кадру ничего не угрожало, поскольку он был прикрыт второй шторкой. Но вот при очередном взводе затвора и, соответственно при перемотке плёнки к следующему кадру, объектив должен был обязательно плотно прикрыт шарнирной крышкой, которую вы видите на рисунках (рис. 4 и 5).
UR-Leica снабжена встроенным объективом - триплет Milar Leitz 42mm с f/4,5(?) с убирающимся тубусом (рис. 5). Никаких надписей на оправах объективов оригинальных камер UR-Leica нет. Фокусировка метражная от 1м до бесконечности. Дисковый счётчик кадров – на фронтальной стороне камеры, слева от объектива. UR-Leica – первый эксперимент Барнака на пути создания узкоплёночной камеры.

рис. 8. UR-Leica № 3


Не смотря на тяжелейший экономический кризис и инфляцию, вызванные первой мировой войной, Оскар Барнак с благословения Эрнста Лейтца II не прекращал работ над совершенствованием своего детища.
В интервале между 1918 и 1920 годами Барнак серьёзно перестроил аппарат UR-Leica. Созданный прототип известен как UR-Leica № 3 (рис. 8). Киноэкспонометр постепенно превращался в полноценную фотокамеру.
Если в конструкции UR-Leica головка взвода затвора и спусковая кнопка имели коаксиальную компоновку, то у модели UR-Leica № 3 они разнесены. Подобное решение позже ляжет в основу построения всех линеек Леек с несъёмными и резьбовыми объективами, вплоть до модели Leica IIIg (1956г). К коаксиальному варианту компоновки головки взвода и спусковой кнопки вернутся лишь в конструкциях моделей М-серии, начиная с Leica М3 (1952г).
У модели UR-Leica № 3 перестроен регулятор ширины щели затвора. Теперь он располагается перед спусковой кнопкой (рис. 8). Барнак расширил диапазон регулятора ширины щели. Полукруглая шкала для его стрелочного указателя отмечена условными позициями 2, 5, 10, 20 и 50.
Обратной перемотки нет. Заряжать и извлекать экспонированную плёну надо в темноте.
Рамочный видоискатель встроен в верхнюю панель и может быть сложен в соответствующую нишу при хранении камеры.

рис. 9. O-Series Leica


O-SERIES LEICA
В интервале 1923-24 годов Барнак создал серию камер-экспериментов, которая предшествовала коммерческому запуску фотокамеры Лейка в производство. Серия состоит из разнообразных конструктивных вариантов будущего аппарата (рис. 9 и 10). Всего этих «экспериментов» насчитывается 31 экземпляр (серийные номера 100-130). Впоследствии этой группе экспериментальных камер было присвоено название O-Series Leica. Конечно же, сами конструкторы никаких названий этим «пробам пера» не давали. Позиция «O-Series Leica» в леечной классификации – изобретение историков или коллекционеров.

рис. 10. Варианты O-Series Leica


Все эти пёстрые прототипы объединяло несколько общих конструктивных принципов:

- для зарядки аппарата плёнкой используется кассета; его можно заряжать при свете, удалив нижнюю крышку
- встроенный тубусный объектив Leitz Anastigmat 50mm f/3.5 (пять элементов) (рис. 11, поз. 3), рассчитанный Максом Береком (рис. 12). Первые объективы имели минимальное относительное отверстие 1:12, позже оно было уменьшено до 1:18

рис. 12. Макс Берек


- щелевой фокальный затвор с горизонтальным движением матерчатых шторок, взвод которого сопряжен с транспортировкой пленки*. Затвор оборудован переключателем ширины щели (фактически переключателем выдержек). Однако сами выдержки обозначены не были. Для переключателя существуют цифровые позиции 2, 5, 10, 20 и 50 (рис. 11, поз. 2). Примерное соответствие этих позиций временным интервалам представляется так: 2 – 1/500с; 5 – 1/200с; 10 – 1/100с; 20 – 1/50с и 50 – 1/20с.
*На первых семи экземплярах O-Series Leica затвор не имел возможности самозакрывания. Поэтому к объективу камеры прилагалась крышка, которая шнурком крепилась к кронштейну на корпусе аппарата (рис. 9). Этот кронштейн как рудимент сохранился и на остальных 24 прототипах, которые уже были оборудованы самозакрывающимся затвором.
- рычаг управления функциями затвора «Z-M-R» (рис. 11, поз. 3)
Z - zeit (нем.) – долговременная выдержка; затвор открыт, пока утоплена спусковая кнопка; селектор выдержек при этом должен находиться в позиции «50»
М - положение для мгновенных выдержек
R - позиция для обратной перемотки плёнки в кассету
- лимб счётчика кадров под головкой взвода и транспортировкой пленки
- головка обратной перемотки плёнки
- башмак для установки аксессуаров на верхней панели,
причём положение башмака могло быть разным (рис. 10, поз. 1, 2, 3)

рис. 11. Элементы конструкции O-Series Leica


Видоискатели на прототипах O-Series Leica имели различные схемы (складной или телескопический) и разные положения на верхней панели камеры (рис. 10 и 11 поз. 1, 3).

Серия Leica А (IA)
Решение о начале коммерческого производства фотокамер Leica было принято руководством компании Leitz в 1924 году. На здании в Ветцларе (Wetzlar), где состоялось это историческое событие, сегодня висит мемориальная доска (рис. 13).

рис. 13. мемориальная доска на здании в Ветцларе, где в 1924 году руководством компании Leitz было принято решение о начале коммерческого производства фотокамер Leica


В разных системах классификации, камеры этой серии величают по-разному: Leica А или Leica IA, а ещё – «Лейка с усом».
Leica А вобрала в себя все лучшие наработки, полученные в результате экспериментов с различными вариантами камер O-Series Leica. Отличительная черта камер Leica А – несменный объектив и, расположенный на передней части корпуса, клюшкообразный кронштейн, фиксирующий объектив в бесконечности (так называемый ус).
Камеры этой серии принято называть по имени установленного на них объектива.
Публичный дебют первой камеры Leica А Anastigmat состоялся на весенней Лейпцигской ярмарке 1925 года.

рис. 14. Leica А (IA) Anastigmat
Leica А (IA) Anastigmat
Метражных аппаратов Leica А Anastigmat (рис. 14) было выпущено 170 шт. (с/н 131-300). Камера оборудована тубусным объективом Берека - Leitz Anastigmat 50mm f/3.5 (пять элементов); минимальная диафрагма f/18; минимальная дистанция фокусировки 1м. С помощью «уса» объектив фиксировался на бесконечности.
Затвор щелевой фокальный, самозакрывающийся, с горизонтальным движением матерчатых шторок. Головка взвода сопряжена с транспортировкой пленки. Затвор имеет шесть скоростей: 1/25, 1/40, 1/60, 1/100, 1/200, 1/500с и Z (от руки). Скорости затвора градуированы на головке переключения выдержек (рис. 14).
По-правде говоря строгого единообразия в новорожденной серии Leica А Anastigmat ещё нет. Встречаются камеры с другим набором скоростей затвора (7 выдержек): 1/20, 1/30, 1/40, 1/60, 1/100, 1/200, 1/500с и Z (рис. 15, поз. 1)
Рядом с головкой переключения скоростей находится рычаг с позициями «A - R», при переводе которого в положение «R» становится возможной обратная перемотка плёнки на кассету. Видоискатель телескопический, рядом с ним башмак для установки дальномера. Следует отметить, что вертикальный дальномер «Fodis» (рис. 15) появился несколько позже рождения Leica А Anastigmat.

рис. 15.
1 - вариант камеры Leica А (IA) Anastigmat с другим набором скоростей затвора (7 выдержек): 
1/20, 1/30, 1/40, 1/60, 1/100, 1/200, 1/500с и Z 

2 - дальномер «Fodis»


Под головкой переключения скоростей гравировки - Ernst Leitz - D.R.P. – Wetzlar (рис. 14 и 15). Аббревиатура D.R.P. – сокращение от немецкого: Deutsches Reichs Patent.
Названия камеры «Leica» на аппарате отсутствует, оно упомянуто лишь в описании и рекламных буклетах (рис. 16).

рис. 16. Названия камеры  «Leica» на аппарате отсутствует, оно упомянуто лишь в описании и рекламных буклетах


Leica A(IA) Elmax
Аппарат выпускался в 1925-26г, (с/н 301 – 1300). Он очень напоминает предыдущий, но отличается от него типом объектива (рис. 17). Это - Leitz Elmax 50mm f/3.5. Оптическая формула Эльмакса: пять элементов в двух группах, три тыловые линзы – единый оптический блок (рис. 17).
Затвор имеет семь скоростей: 1/20, 1/30, 1/40, 1/60, 1/100, 1/200, 1/500с и Z (рис. 17).

рис. 17. Leica A(IA) Elmax


рис. 18. Leica A(IA) Elmar



Leica A(IA) Elmar
Аппарат выпускался в 1926-30г, (с/н 1300 - 60000). Он оборудован объективом Leitz Elmar 50mm f/3.5 (рис. 18). Оптическая формула Эльмара: четыре элемента в двух группах, две тыловые линзы – единый оптический блок (рис. 18).
Для аппаратов серии Leica A Elmar существует несколько конструктивных вариантов Эльмара:

рис. 19. Leitz Elmar 50mm f/3.5 без шкалы ГРИП и со шкалой


- минимальная дистанция фокусировки 1м
- минимальная дистанция фокусировки 0,46м (18")
- до с/н 50000 без шкалы ГРИП (рис. 19)
- после с/н 50000 со шкалой ГРИП (рис. 19)
Затвор имеет семь скоростей: 1/20, 1/30, 1/40, 1/60, 1/100, 1/200, 1/500с и Z.

Leica A(IA) Hektor
Модель, вооружена светосильным объективом Leitz Hektor 50mm f/2.5, конструкции Макса Берека. Впредь я больше не буду ссылаться на его авторство. Просто надо иметь в виду, что с середины 20-х годов Макс Берек, будущий профессор Марбургского университета, стал ведущим специалистом компании Ernst Leitz в сфере разработки оптики и участвовал в создании практически всех её шедевров до конца 40-х годов.
Оптическая формула Гектора: шесть элементов в трёх группах (рис. 20).

рис. 20. Leica A(IA) Hektor


Выдержки: 1/20 -1/500с и Z.
Камера Leica A Hektor выпускалась в период 1930 – 1931г; с/н 40000 – 60000. Однако это не означает, что аппараты имели сквозную нумерацию. Всего их было выпущено 1330 шт.

Leica A(IA) Luxus с объективом Leitz Hektor 50mm f/2.5, чёрной лаковой оклейкой и дальномером «Fodis»

Leica A(IA) Luxus
Между 1928 и 1930 годами было выпущено порядка сотни камер Leica A с золочением объективов и некоторых конструктивных элементов. Корпуса этих аппаратов оклеивались кожей ящерицы, как правило, красного, зелёного, синего или коричневого цвета. В качестве объективов на камерах Leica A Luxus в основном использовали Leitz Elmar 50mm f/3.5. Редко встречается Leica A Luxus с Гектором (Leitz Hektor 50mm f/2.5) (рис. 21).
Нетрудно догадаться, что рынок изобилует подделками этих уникумов. Имея определённые навыки, грубые подделки распознать можно. А вот отличить серийный аппарат, скажем, Leica A Elmar, прошедший через умелые руки профессиональных реставраторов с последующим золочением, от подлинного аппарата Leica A Luxus, сможет, пожалуй, только эксперт.

Продолжение следует
Борис Бакст


?

Log in